Александр Жулин — Ингеборга Дапкунайте

Новый дуэт в танцах на льду...

АЛЕКСАНДР ЖУЛИН: МЕНЯ НАЗЫВАЛИ БЕЖАРОМ

Подмосковье. 22 ноября 2006г.


Счастье - это когда все дома

Кажется, он всегда сам по себе. Чуть отстраненный, очень сдержанный, стильный и, безусловно, талантливый. Он — чемпион мира и Европы по фигурному катанию, серебряный призер Олимпийских игр, потрясающий тренер и хореограф, о котором с пиететом говорит сама великая Татьяна Анатольевна ТАРАСОВА.
Он - муж и тренер последней олимпийской чемпионки в танцах на льду Татьяны Навки.
Партнер Ингеборги Дапкунайте в шоу-проекте «Звезды на льду».
Наконец, просто любимец женщин.

Все это - один человек, Александр Жулин. Нюанс: сам Жулин ничего особенного не делает для того, чтобы нравиться. Тем не менее его всегда и везде выделяют. Это можно назвать феноменом Жулина.

- Александр, у каждого большого художника, мастера есть свой почерк, свой стиль, своя эстетика танца. За счет чего создается такая эстетика, где ее корни? Вы однажды признались, что для вас в танце очень важна культура жеста.
- Если бы я знал, откуда что берется. Объяснять, как рождается рисунок танца, также сложно, как рассказывать о рождении картины. Когда я еще катался в паре с Майей Усовой, то с самого начала видел, когда получалось некрасиво. Правда, не тогда, когда выходил на лед, а позже, посмотрев на себя с экрана. И точно знал, что нужно сделать в следующий раз, чтобы получилось лучше, красиво и зрелищно. Вероятно, именно тогда во мне стали проявляться тренерские задатки.
- А задатки хореографа?
- Наверное, это данность. Я каждый новый номер придумываю с белого листа. Отправная точка его создания, как правило, музыка. Слушаешь ее, и тут же начинает работать фантазия, представляешь себе шаги, поддержки, вращения. Бывает, что возникает какая-то идея, ты следуешь ей, но вдруг одно движение перекраивает весь рисунок. Вообще, чтобы получилось на пять с плюсом, необходимо, чтобы музыка меня увлекала, я должен почувствовать, что она моя.
- И какой музыке отдаете предпочтение?
- Не люблю ставить танцы под патетическую музыку. Конечно, бывают исключения, как, например, «Кармен». Я поставил ее к Олимпийским играм-2006, и под нее мои ученики Таня Навка и Роман Костомаров выиграли олимпийское золото. Но в «Кармен» столько нюансов, красок! Я слушаю ее, и она для меня, как цветная картинка - фантастически интересная! Но если честно, была бы возможность ставить джаз, я бы все номера ставил под него.
- В «Звездах на льду» главным тренером выступает Илья Авербух. Но вы сами тренер и знаете, как и что делать. Сколько в ваших с Ингеборгой танцах участия Авербуха и сколько - лично вашего?
- Илья очень занятой человек и с каждой парой работает в определенное время. Но мы не ждем с Ингеборгой своего часа: только заканчиваются съемки, и мы тут же начинаем обсуждать следующий номер, делать наметки. И этих наработок получается так много, что, когда появляется Илья, в его подсказках мы почти не нуждаемся. Мне даже хочется извиниться перед ним. Он делает умные, точные замечания, но из-за дефицита времени мы не даем Илье поработать с нами в полную силу. К тому же мы с Ингеборгой по идеям, по пластике рисунка очень совпадаем. Поэтому работать с ней одно удовольствие.
- Кто подбирал пары для участия в проекте?
- Авербух - честь ему и хвала. Он как-то верно угадал почти все пары. Лично я не хотел участвовать в этом проекте, поскольку 10 лет не катался и опасался жалкого зрелища. Я давно уже тренер,и хорохориться было ни к чему. Но когда Илья сказал, что моей партнершей будет сама Дапкунайте, согласился почти сразу. Мне было очень интересно с ней поработать. Я люблю кино, уважаю талантливых людей, а Ингеборга - потрясающе талантливая актриса. Она играет в кино на тех же полутонах и нюансах, на которых я ставлю свои танцы.
- Вам повезло: вы оставили лед и плавно перешли на тренерскую работу, как это делают многие фигуристы. Но вот ваша жена и ученица Татьяна Навка призналась, что, оставив лед, никогда не встанет на тренерскую стезю.
- Ой, это вообще отдельная профессия! Далеко не каждый фигурист становится тренером. Если говорить о себе, то уже на первом году нашего катания с Майей Усовой я стал говорить ей, что и как нужно делать, причем шел поэтому пути интуитивно. Наталья Ильинична Дубова - глубоко уважаемый мною тренер, часто повторяла: «Ну, Бежар, что опять придумал?» У меня прозвище такое было.
Однажды Наталья Ильинична нашла музыку и предложила мне поставить под нее номер. Я придумал его за две тренировки. Номер получился простой, но душевный. Это была моя первая хореографическая попытка. Мне очень понравилось, и тогда я понял, что могу ставить сам. Вообще тренерство - это призвание, и оно диаметрально противоположно профессии фигуриста. Правда, мне в тренерском деле очень помогло, знание психологии фигуриста. Я знал, какие разбудить в ученике струны, чтобы он захотел стать первым.
- Последние 13 лет вы живете и тренируете в Америке. Нет желания вернуться обратно в Россию?
- Да я уже практически вернулся. Во всяком случае, решил ближайшие год-два пожить и поработать здесь. Если дела пойдут нормально, мы с семьей останемся здесь.
- Что легче - жить в таком большом мегаполисе, как Москва, или в небольшом городке американского штата, в своем доме, как жили вы последние годы? Там было больше возможности сосредоточиться, осмыслить происходящее, не суетиться.
- В этом проблема и заключается. Что касается подготовки спортсменов, жизнь была очень насыщенной, и хорошо было пожить вдали от мегаполиса, сконцентрироваться на главной цели - подготовке к Олимпиаде. А вечером прийти домой, отдохнуть от общения с разными учениками. Если честно, мне нравилась такая жизнь, в ней можно было планировать на перспективу. Мы с Таней (фигуристка Татьяна Навка) стали подумывать о втором ребенке, выстраивать нашу дальнейшую жизнь.
Но, вернувшись в Россию и начав жить здесь совершенно другой жизнью - в сумасшедшем ритме, спешке, постоянной занятости с утра до вечера, мы вдруг почувствовали вкус именно к такому ритму, поняли, что соскучились по нему и что нам в России безумно интересно. Здесь творческая, духовная жизнь бьет ключом, и мы с Таней прямо-таки с жадностью стали посещать театры и концертные залы, встречаться с совершенно разными, но очень интересными людьми. Такая жизнь захватила, завертела, вовлекла в свой круговорот, и если мы перезимуем здесь так же счастливо, мы останемся тут навсегда. Тем более Владимир Владимирович Путин после победы на Олимпиаде подарил Тане квартиру, так что у нас есть свой угол и очень неплохой.
- А дочке здесь нравится?
-Очень. Она здесь ходит на фигурное катание, занимается теннисом, посещает театры и цирк. Да, в Америке остались дом и зеленый участок, где просторно и белочки скачут по деревьям в саду. Здесь, чтобы увидеть белочек, нужно выезжать куда-нибудь за город. И это немаловажный момент, потому что если мы останемся в России, то жить будем в центре города, чтобы быть ближе к катку и везде успевать.
Что мне еще нравится в России - здесь много возможностей открывается в плане работы, особенно после участия в проекте «Звезды на льду», где мы познакомились с потрясающе интересными и талантливыми людьми.
- А вы светский человек?
- Я не очень люблю тусовки. И чем старше становлюсь, тем большую ценность для меня приобретает семья. Мне реально не хватает общения с ней. Не поверите, но у меня любимое время суток - суббота утром, когда вся семья в сборе и никуда не надо спешить. Мы просыпаемся, дочь забирается к нам в кровать, чего-то там щебечет, и это самое большое счастье.

Наталья АНОХИНА.

 
Hosted by uCoz